В Московский Международный Дом Музыки мы с женой пришли, как на праздник, зная, что концерт посвящен десятилетию со Дня рождения симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония».
Нас пригласили послушать этот авторитетный коллектив под управлением молодого, но уже известного в мире дирижера Дмитрия Юровского из Германии. С его отцом – дирижером, Михаилом Юровским, живущим теперь в Берлине, мы были давно знакомы.
Интерес подогревало прошлогоднее музыкальное событие: 13 февраля 2010 года в Зале им. П.И. Чайковского состоялся Авторский вечер композитора Геннадия Гладкова — признанного мастера киномузыки. Тогда в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением знаменитого дирижера Владимира Юровского – старшего брата Дмитрия – прозвучали блестящие образцы симфонической музыки Геннадия Гладкова.
И вот – встреча еще с одним дирижером из этой уникальной семейной династии!
Переполненный огромный Светлановский зал горячо приветствует появление на сцене оркестра-юбиляра, Государственную академическую хоровую капеллу им. Александра Юрлова, солистку Елену Заремба и дирижера Дмитрия Юровского. Для меня было приятным сюрпризом встретиться вновь с замечательной капеллой: несколько лет назад они с блеском исполнили мое произведение.
Концерт начался монументальной кантатой Сергея Прокофьева «Александр Невский» на основе музыки к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна.
Я давно не слышал этого произведения и радовался новому прочтению и яркому звучанию этой до нотки знакомой эпической музыки. Своеобразный колорит придавали кадры из кинофильма, возникающие на двух больших экранах, символизирующие мастерство гениальных авторов – композитора и режиссера.
Дмитрий Юровский умело управляет и оркестром, и хором (и экраном) тонко, с высоким художественным вкусом объединяя все компоненты в одно целое. Это производит на слушателя неизгладимое впечатление.
Как всегда, никого не оставило равнодушным пение выдающейся российской певицы Елены Заремба. Ее сольная партия меццо сопрано в кантате украсила это произведение, придав ему чувственность, высокую степень нравственности и стойкости русской женщины.
Меня порадовало звучание хора, который, сливаясь в едином унисоне, пронизывал оркестровую ткань возгласом народа, или растворялся в полифонических картинах радости и скорби. Вокальное мастерство и прекрасное чувство ансамбля, всегда присущие этому коллективу, проявились и в знаменитом хоре «Вставайте, люди русские!», который в этом звучании стал символом силы, мощи и патриотизма.
На волне нескончаемых аплодисментов на сцену приглашается художественный руководитель и главный дирижер капеллы им. А. Юрлова Геннадий Дмитряк.
Еще один праздник! В далеком 1980 году мы с Геннадием тесно общались на Международном музыкальном фестивале в г. Гаване на Кубе, где он исполнял мой «Концерт для семи инструментов». В дальнейшем я с интересом слежу за его творческим ростом. Он проявил себя талантливым хормейстером, руководя «Капеллой Московского кремля», а сейчас он — во главе всемирно известного хорового коллектива.
Геннадий Дмитряк произнес приветственное слово в честь оркестра, пригласив на сцену его бессменного директора – Гаянэ Шиладжян. Затем под его руководством капелла впечатляюще исполнила «Многие лета!» в честь юбилея оркестра. Так закончилось первое отделение.
После антракта сцена была предоставлена только оркестру «Русская филармония». Объявили 4-ю симфонию П.И. Чайковского – произведение, в котором особенно ярко проявился симфонизм композитора, виртуозное владение оркестром, народное начало, выраженное в использовании мотива песни «Во поле береза стояла» и ни с чем несравнимый лиризм Петра Ильича.
Появление вновь на сцене дирижера Дмитрия Юровского вызвало бурные аплодисменты. Я смотрел на этого молодого человека и видел в нем его папу в те далекие студенческие годы нашей учебы в Московской консерватории.
Когда заиграл оркестр, — меня как будто приковали взглядом к этому удивительному музыканту! Я понял, что его состояние у пульта нельзя назвать «манерой». Это было естественное слияние с оркестром, который понимает каждое движение пальцев руки дирижера!
…Вспомнил, что именно вчера — 19 марта – по телеканалу «Культура» я, не отрываясь от экрана, слушал уникальную запись 5-й симфонии Чайковского в исполнении оркестра Берлинской филармонии под управлением Герберта фон Караяна. После такого эмоционального «шока» трудно представить, что сегодня в Москве «10-ти летний» оркестр может не испортить впечатление, а совершить чудо.
Не веря в правдоподобность происходящего, я, как завороженный, заново вхожу в образы этой с детства знакомой симфонии и неожиданно нахожу в ней новые для себя открытия гениального композитора.
Дмитрий Юровский своим высоким интеллектом, феноменальной дирижерской техникой и чистотой строя оркестра сумел войти в сложнейшие тайны души человеческой. В сухих словах «Единство и борьба противоположностей» я вдруг увидел огромный смысл и мастерство, с каким композитор противопоставляет простые народные мотивы «бушующему» симфонизму и захватывающим аккордам – ударам судьбы.
В дирижировании Дмитрия нет беспрерывного полета над оркестром «птиц-рук», к которому, к сожалению, уже приходится привыкать современному слушателю. Его скупые жесты в тихой спокойной музыке понятны музыканту в каждом нюансе до мелочей. Но в драматическом моменте резкой смены настроения и темпов ему достаточно один раз взмахнуть руками, чтобы оркестр вихрем вырвался из тишины в едином темпе и в мощной силе. Это было особенно ощутимо в финале симфонии. Благодарный зал устроил овацию. Финальную коду исполнили «На бис!»…
После концерта я узнал, что Дмитрий Юровский дал свое согласие быть Художественным руководителем и Главным дирижером симфонического оркестра Москвы «Русская Филармония»!
С Днем рождения, Оркестр!
20 марта 2011г.