На мой взгляд, проблема профессионализма становится главной в современном кинематографе.
Своими ушами слышал, как молодой продюсер категорически отвергал кандидатуру композитора:
— Нет! Он не будет писать музыку в моём фильме: он окончил консерваторию!
Эта фраза сразила меня наповал. Как расценили бы «киношники», если бы им сказали: «Нет! Он не будет оператором! Он ведь окончил ВГИК!»?
Почему-то о музыке судят все! Парадоксально, но любого, даже не знающего нотной грамоты, готовы взять в кинофильм композитором, надеясь, что необразованность и наивность, являющаяся следствием беспомощности, — есть те самые «изюминки», делающие кино массовым. К тому же, такой «автор» стоит дёшево!
Работа непрофессионального оператора — сразу бросается в глаза. А вот уши!.. Они, оказывается (с точки зрения продюсера), телезрителю совсем не нужны и поэтому более экономичны.
Уже существует практика создания трафаретной киномузыки по образцам восприятия продюсерами. Зачем сочинительский талант? Хороший ремесленник всегда выполнит копию, это проще, чем создать что-то новое. Ему даже не будет стыдно за явный плагиат: ведь это — заказ продюсера! Зачем «открывать Америку», если есть тщательно просчитанные приёмы зрительского успеха?
Тем не менее, никто не может по-настоящему предвидеть судьбу картины. Расчет рейтинга «на бумаге», пусть даже настоящим профессионалом, часто не оправдывает надежд. Вспомните, сколько за последнее время провалилось дорогих кинопроектов! И не надо забывать, что вторичное не является оригинальным. Все попытки повторить чей-то успех теми же художественными приёмами — тщетны.
Возьмите, например композиторов-песенников. Когда они – мастера своего дела — пытались искусственно создать шлягер, ничего не получалось. А песня, написанная ими «от души», без всяких расчетов, становилась всенародно любимой на долгие годы!
В российском Законе об авторском праве композитор, (так же как сценарист и режиссёр-постановщик), является автором аудио-визуального произведения. На государственном уровне видно, какое огромное значение придается музыке в кино!
Фильм создаётся художниками-единомышленниками. Но почему же их авторские права продюсер пытается присвоить (а не купить!) самыми хитроумными способами? Чтобы стать полноправным хозяином произведения! В договорах появляется множество непредвиденных Законом пунктов, ущемляющих достоинство создателей. Типичный ответ продюсера: «Не согласен – найдём другого»!
Дело уже дошло до того, что даже маститые режиссеры не имеют решающего голоса в выборе композитора, актеров и комплектации съёмочных групп! С ними даже не считаются при монтаже фильма, постоянно требуя «исправлений» по желанию продюсера или соответствующего канала ТВ.
Конечно, есть авторитетные продюсеры, которые образованы, профессиональны и отлично разбираются в кинопроизводстве. Они, создав творческий коллектив, помогают ему осуществить задуманное и справедливо имеют множество наград за достойные фильмы. Речь сейчас не о них.
Я говорю о тенденции проникновения на высокую должность – Продюсера – людей случайных и невежественных. Эта болезнь, к сожалению, прогрессирует и становится тормозом развития нашей киноиндустрии. Туго набитый кошелёк решает всё! А так хочется, чтобы его хозяин был к тому же профессиональным и умным человеком!
После вышесказанного понятно, откуда в некоторых кинофильмах и телесериалах появляется «безпаузная» музыка, которая превращается в развлекательный фон и не имеет ничего общего с содержанием.
Понятно, почему важнейший компонент картины – музыкальная драматургия, помогающая действию, обогащающая образы киногероев, — отсутствует в большинстве отечественных фильмов.
К сожалению, хорошие композиторы, боясь потерять работу, вынуждены идти на поводу «коммерческого цинизма». Или они принципиально отказываются от производства «вторсырья». Но этот принцип лишает их работы и играет на руку непрофессионалам и халтурщикам, которые легко занимают их место.
Вот пример из жизни. Кинопродюсер, как учитель ученику, даёт наставление известному композитору, сочинившему самобытную, эмоциональную музыку для будущего сериала:
— Ваши эскизы были бы гениальны во времена Козинцевых. Сейчас таких режиссёров нет, а нашему телефильму нужно что-нибудь попроще, чтобы не вызывать у телезрителей (дяди Васи и тёти Груши) лишних эмоций. Поймите меня правильно: нам нужен примитив – в хорошем смысле этого слова!
И продюсер демонстрирует («Как надо!») подобранную им поп-музыку для эпизода… нападения фашистов на Советский Союз.
— Спасибо за урок! – говорит обескураженный композитор, — Ваша трактовка, к сожалению, не соответствует моему видению этого серьёзного фильма. Я вынужден отказаться!
В результате продюсер рад, что избавился от «шибко умного» композитора, что теперь он может с наименьшими затратами и по привычной схеме решить вопрос музыкального примитивного оформления…
Мои размышления хотелось бы закончить шуткой, чтобы не затуманивать мозги «дяди Васи и тёти Груши», но что-то не шутится…
Видно время такое: «Хозяин – барин!».
Москва,1 августа 2010г.